Невозможность продолжения очного посещения занятий вынудила вузы перейти на удаленное обучение. Студенты-платники потребовали скидку, так как в договоре шла речь именно об очном образовании. В Соединенных Штатах проблема дошла до судебного разбирательства. Абраам Баркхордар, студент-юрист из Гарварда, подал иск о возвращении части стоимости от семестра. По прогнозам экспертов, дело может стать прецедентом.
В начале весны, Абрааму сказали немедленно покинуть кампус в связи с пандемией. Студент отправился домой, однако без библиотеки и привычной работы в группах, да еще и в домашних условиях начал отставать.
Был поднят вопрос о стоимости измененных пар, в ответ на это учебные заведения дали объявление, что плата останется на том же уровне. После этого Абраам обратился в суд.
К окончанию семестра иски получили более 50 высших учебных заведений Америки. Истцы уверены, что в условиях изоляции не получают полноценное образование, и требуют это компенсировать.
По мнению студента, учебное заведение в состоянии оказать поддержку учащимся в сложившейся ситуации, учитывая то, что Гарвард один из богатейших университетов мира.
Адвокаты рассчитывают, что заявление поддержат другие учащиеся Гарварда.
Волнения в вузах России
Весной собрание Госдумы предложило уменьшить цены для очного отделения, при условии, что студенты перейдут на дистанционное обучение. Формат поменялся на менее удобный, но цена осталась той же, что не устроило учащихся и вызвало много вопросов к вузам. Однако, руководство заявило, что снижать стоимость «не планирует».
В апреле министр науки Валерий Фальков объявил, что изменение стоимости возможно только при существенном снижении качества обучения. Фальков добавил, что в иных случаях цену и условия учебы регламентирует договор между студентом и учебным заведением.
«Коммерсант» опубликовал мнение Ирины Абанкиной, она, как эксперт считает, что дистанционный вариант – это не новая форма обучения, а образовательная технология.
Российские учащиеся потребовали изменить цены за учебу в этом году, но реакция университетов их не устроила. После этого учащиеся подписывались под петицией (прецеденты были в ВШЭ и РГГУ). Дело не дошло до судебного разбирательства.
Как это объясняют юристы
По словам управляющего партнера фирмы BLS Елены Кожемякиной, переход в онлайн-формат возможно расценивать как изменение условий труда, только если речь идет о трудовых отношениях.
В таких ситуациях подписывается допсоглашение, в котором оговариваются все возможные изменения.
Кожемякина утверждает, что когда речь идет о платных образовательных услугах, смотреть в случае иска нужно на договор о между студентом и университетом, а не на закон об образовании. Но договор не учитывает сложностей пандемии, поэтому добиться снижения цены будет сложно.
Перевод пар в онлайн-формат – не инициатива вузов, а следствие пандемии и режима безопасности.